Питчинг дебютантов в Минкульте: авторы обращаются к личному опыту

16 сентября в Минкульте прошла вторая половина питчинга дебютных игровых проектов. Всего по этому направлению ведомство получило 207 заявок, 179 было допущено до рассмотрения, 54 прошло на очную защиту. Презентации дебютантов-игровиков разделили на два дня. Во второй день свои проекты представили 26 команд.

География съемок заявленных лент простирается от Калининграда до Владивостока и Магадана, а также от Домбая до Мурманска. Начинающие кинорежиссеры собираются рассказать сюжеты, как основанные на личном опыте, так и почерпнутые из истории и литературы.

Различалась информативность и емкость презентаций — на кого-то эксперты обрушивали лавину вопросов общего характера про жанр, референсы и опыт постановщика, а кого-то просили лишь немного уточнить некоторые моменты. Какие темы поднимали дебютанты в своих работах, какие замечания высказывались экспертным советом, и как выступающие проводили свои презентации — читайте в обзоре ПрофиСинема.

Кавказ и Якутия на экране

Многие выступавшие дебютанты оказались в тренде, заданном в последние годы выпускниками Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова, а также якутскими кинематографистами. Начинающие режиссеры выводят на экран представителей национальных республик и диаспор, осмысливают их специфические проблемы, не забывая затрагивать и общечеловеческие темы.

Продюсер Елена Гликман из компании Телесто и дебютантка Луиза Серегина презентовали драму «Ярость». Лента расскажет об ассимилирующейся восточной диаспоре в одном из южнороссийских городов. Главную героиню по имени Марьям с детства растили как мальчика. После того, как ее отца разбил паралич, Марьям обрезала волосы, отказалась от своей женской идентичности и взвалила на свои плечи заботу о семье. Спустя годы она выглядит и ведет себя как мужчина, курит, входит в мужские компании и пытается делать бизнес. Вступив в конфликт с жестким и патриархальным поставщиком, она внезапно влюбляется. «Это очень личная история, — отметила режиссер. — я рано ушла из своей диаспоры, пережив колоссальный прессинг, потому что хотела иметь свободу выбора. Мне кажется, эта актуальная история — сегодня женщины очень часто, в силу обстоятельств, живут как мужчины. Как найти путь к себе, к истинной женщине?». Авторы не планируют обозначать конкретную национальность персонажей, чтобы представители любых народов смогли идентифицировать себя с героями. Художественный руководитель картины — Борис Хлебников.

Действие проекта «Последняя цена» происходит в Абхазии. Дебютант Наур Гармелия собирается снять фильм о русской семье, которая живет в полуразрушенном после войны городе. Они торгуют орехами и надеются разбогатеть. После того, как цены на товар внезапно взлетают, у них крадут значительную партию. Попытка вернуть похищенное приводит к убийству и кровной мести. Обсуждая ленту, Ситора Алиева призвала режиссера не романтизировать действительность и показывать подлинное положение дел в республике.

Фильм «Испытание аулом» — дебютный проект Ислама Сатырова от кинокомпании Домбайфильм — расскажет о городском подростке, которого отец отправил в аул к деду. Там юноше предстоит пережить первую любовь, освоить ради нее язык своего народа, а также выступить на скачках, чтобы помочь воссоединению своей семьи. Производственный бюджет составляет 23 млн рублей.

Режиссер Антон Нефедов, детство которого прошло в Грозном, представил автобиографический проект «За нашим домом сад». Его действие происходит в 1993 году — последнем мирном году накануне страшной войны — и завершается «за секунду до» начала боевых действий. Нефедов собирается исследовать судьбы людей, живущих в предчувствии надвигающейся катастрофы. Часть истории будет показана от лица 13-летнего мальчика, что, по мнению создателей, снизит градус трагизма и введет в ленту тему уходящего детства. Соавтором сценария выступает Александр Родионов, оператором должен стать Олег Муту — тот самый, что работал на фильмах румынской новой волны и на последнем проекте Александра Миндадзе «Паркет». Сам Миндадзе заявлен художественным руководителем фильма, а его студия Пассажир — производителем ленты. Кстати, участие Муту планируется еще в одном представленном на питчинге проекте — ленте «Сны Шаламова» Сергея Дешина.
Экспертов заинтересовало, где авторы собираются искать натуру довоенного Грозного. По словам режиссера, поиск локации не составляет проблему — почти все действие происходит во дворе пятиэтажки и небольшом саду поблизости. Скорее всего, съемки пройдут в Пятигорске.

Мистическая драма «Белый пароход» Инны Шепелевой и студии Мимесис — будущая московская и якутская копродукция. Последнюю в проекте представляют сопродюсеры Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев. Сюжет строится вокруг отношений между якутской учительницей музыки — холодной женщиной, переживающей травмы прошлого — и русским директором музыкальной школы, назначенным из Москвы. Бюджет картины — 41 млн рублей.

Жизненный и профессиональный опыт дебютантов

Дебютанты, презентовавшие свои проекты, пришли в кино из разных профессий. У некоторых за плечами солидный опыт в смежных сферах. Театральный постановщик Дмитрий Крымов и его художественный руководитель Павел Лунгин представили картину «Все нормально» — ее планируется снять в павильонах Мосфильма за 50 млн рублей. Коллега Крымова, театральный режиссер Антон Яковлев, вышел на защиту с лентой «Аварийный сигнал» о паре, которая не может завести ребенка и решается на усыновление. Оформив все документы, они узнают, что скоро станут биологическими родителями еще одного маленького человека. В этой работе режиссер пытается осмыслить собственный опыт и компенсировать чувство вины перед выросшими детьми — по его же словам, он уделял им недостаточно внимания.

Автором романтической комедии «Страсти по Матвею» стал Сергей Ильин, который служил алтарником в соборе. Лента от QS Films расскажет о семинаристе в поисках невесты: вот-вот он станет священником и ему нужно жениться до принятия сана. Худрук ленты — Святослав Подгаевский, продюсер — Иван Капитонов. Этот тандем зарекомендовал себя в жанре хоррора; принимаясь за комедию, они намерены расширить свой диапазон. Бюджет проекта — 60 млн рублей, запрашиваемая сумма — 30 млн.

Дебютант Антон Ермолин рассказал, что первые 20 лет жизни он провел в отдаленном селе, а многие из его знакомых — талантливые люди, которые пока не смогли реализоваться, найти свою нишу. Лентой «Ниша» занимаются ТПО Рок и продюсер Алексей Учитель, картина будет посвящена «людям второго плана», которые работают на непрестижных профессиях, но таят в себе нераскрытые способности.

Психологический триллер «Правда» от компании Смена повествует о человеке, попавшем в непростую ситуацию — ему нужно доказать свою непричастность к преступлению. Режиссер Максим Кузнецов восемь лет работал следователем и досконально разбирается в материале. «В последнее время снимается много фильмов про гениальных сыщиков и преступников, какие-то хитрые преступления. — рассказал Кузнецов. — А я когда работал следователем, занимался убийствами, для себя уяснил, что сложных преступлений не бывает. Бывают сложные судьбы и сложные люди». Бюджет проекта составляет 38,5 млн рублей, художественнынный руководитель Владимир Хотиненко.

Как привлечь внимание экспертов

В преддверии питчинга Минкульт провел мастер-класс для участников, которых учили правильно представлять свои проекты. На самой защите не все спикеры ограничились устным сообщением и демонстрацией мудбордов — некоторые выносили на сцену атрибуты, относящиеся к будущему фильму, другие показывали документальные зарисовки на тему предстоящей игровой картины. Как могли, старались запомниться.

Александр Сосов избрал для своей презентации интересную тактику: в начале выступления он показал документальный очерк, где двадцатипятилетние делились своими проблемами. Так он намеревался доказать экспертам актуальность своего игрового проекта — лента «Пока мы здесь» посвящена личностному кризису у молодых людей. По словам режиссера, герои неигрового очерка станут прототипами персонажей будущего фильма. Производством занимается Продюсерский центр ВКСР, художественный руководитель — Нигина Сайфуллаева.

Дебютантка Софья Росс презентовала фильм «Варвара и Сансара» от компании Росс Медиа. Режиссер вышла на сцену в синей маске и рассказала историю: «В юности я снималась в рекламе, точнее снимали мои губы, а все лицо было в синей краске. А потом ее нечем было смыть. После этого было много эпизодов, смешных и не очень, на моем пути в кино». На этих словах она сняла маску и продолжила представление проекта, — «О пути к мечте мой фильм…».

На презентации уже упомянутой картины «Ниша» сценарист достал два куска проволоки, чтобы «отсканировать» ауру зала — один из персонажей будущего фильма по сюжету осваивает ремесло экстрасенса.

Съемки фильма «Монреаль» Сергея Боровкова пройдут во Владивостоке. Автор включил видеоролик, в котором снялся сам: в нем он кратко поведал о своей биографии, образовании, коротких метрах и фестивальных успехах, а также представил сюжет, дримкаст и референсы будущей ленты. Видеоряд включал в себя отрывки из предыдущих работ режиссера, фото дримкаста и съемки будущих локаций. По сути, это был и шоурил режиссера, и фичер проекта. Стоит отметить — это разумный ход. В заранее режиссированном ролике Боровкову таким образом удалось раскрыть все детали проекта, не запинаясь от волнения перед экспертами, и вдобавок продемонстрировать некоторые режиссерские качества — монтажный стиль и чувство темпо-ритма. К слову, ко многим выступающим эксперты обращались с замечаниями наподобие «мы поняли, о чем ваш проект, но не понимаем, какой вы режиссер» или «вы сказали, что снимаете комедию, но хорошо бы увидеть видеоролик с примерами шуток». Своей презентацией Сергей Боровков исключил подобные вопросы. Производством «Монреаля» занимаются кинокомпания Пан-Атлантик Студио, продюсер Екатерина Филиппова и худрук Оксана Бычкова.

Дебютантам на заметку: замечания и вопросы экспертов

Ко многим выступающим эксперты обращались со стандартными вопросами и замечаниями — разные по стилю референсы, не обозначен жанр. Эти и другие ремарки стоит иметь в виду и будущим дебютантам, которые только планируют выдвигать свои проекты на питчинги.

Анна Гороян презентовала мистический триллер «Тибра» от Ол Медиа Компани. Картина рассказывает о 13-летней девочке-альбиносе, которая становится свидетелем исчезновения сверстницы, а затем влюбляется в главного подозреваемого. Бюджет — 50 млн рублей, из которых запрашивается 30 млн. Также 18 млн заложено на маркетинг.
Прочитав сценарий, эксперт Ситора Алиева отметила: «Вы хотите создать социальную драму об отношениях отцов и детей в форме жанровой картины. Вы понимаете, что это большой вызов для дебютанта? Нужен серьёзный бэкграунд, чтобы делать жанровое дебютное кино с серьёзным социальным подтекстом. Ваша задумка — большой риск».

Начинающим режиссерам следует обращать внимание на соотношение заявленных бюджетов и сложности постановки, а также оценивать предполагаемых исполнителей не только по типажу или популярности, но и по уровню мастерства. Режиссер Сергей Дешин собирается дебютировать с картиной «Сны Шаламова». Проект будет снимать кинокомпания Хьюман Филмс, а художественное руководство возложено на Дмитрия Мамулю. Планируется экспедиция в Магадан, причем бюджет ленты составляет 43 млн рублей — подобная цифра вызвала скепсис у эксперта Антона Малышева.
В роли писателя Шаламова автор видит Николая Комягина — фронтмена музыкальной группы Shortparis. Эксперт Сергей Корнихин предупредил, что брать непрофессионального актера на столь трудную драматическую роль — большой риск для начинающего режиссера.

Также молодым авторам не помешает найти опытного продюсера. Фильм «Тени» повествует о сказочных созданиях, живущих в современной Москве. Персонажи открывают для себя параллельную столицу после того, как замечают, что их тени странно себя ведут. Создатели подумывают о создании франшизы, либо сериала на основе картины. Режиссер-дебютант Вера Кирьянова выступает также и продюсером ленты. Эксперт Наталья Мокрицкая посоветовала ей сконцентрироваться на постановке: «Вы ведь и продюсер, и режиссер? Вам очень нужен продюсер. Это непростая картина, непростой сюжет».

Дебютантку Оксану Дегтяренко эксперт Сидора Алиева призвала опасаться банальностей. По сюжету фильма «Против течения» от студии Равенство провинциальная девочка переезжает в столицу, чтобы посвятить себя спорту. Она попадает в компанию молодых москвичей, которые затягивают ее в сквот, где царят веселье и свобода. Вскоре героиня понимает, что ее новые друзья просто играют с ней — дети богатых родителей поспорили, удастся ли им сбить молодую спортсменку с намеченной дороги. Среди референсов ленты — «Соня против всех» и «Кислота». «Приезд провинциала в Москву, — распространенный сюжет, — прокомментировала Алиева. — Старайтесь уходить от банальных ходов, которые вы невольно берете из ваших референсов. И внимательно отнеситесь к касту».

Источник: proficinema.ru



Добавить комментарий