Питчинг дебютантов в Минкульте: феминизм, романтические комедии и кризис авторских высказываний

15 сентября 2021 года в Минкульте состоялась очная защита творческих проектов режиссеров-дебютантов. Участники представили 28 проектов будущих фильмов, которые были предварительно отобраны экспертами из 179 заявок.

Важнейшей особенностью данного питчинга стало исключение из презентаций сизелов. На протяжении многих лет эксперты подчеркивали, что нарезка из соответствующих по атмосфере фильмов, принадлежащих другим режиссерам, совершенно не отражает замысел участников питчинга. Министерство культуры даже организовало тренинг продюсеров к защите, который принес свои плоды: все презентации, представленные к защите, отличались оригинальностью. Некоторые участники подготовили озвученные анимационные эскизы, другие — прешуты с кастинга, третьи — сняли полноценные тизеры.

Современная женская повестка нашла отражение в проектах дебютантов: значительная часть будущих картин посвящена проблеме женской самоидентификации. Два проекта на эту тему представила компания ВГИК-Дебют – «Ласточка» и «Хуже всех». О первой рассказывала режиссер Малика Мухамеджан: в центре сюжета — девушка, живущая в Казахстане, встретившая туриста из Франции. Съемки фильма запланированы в Средней Азии, а визуальное решение призвано подчеркнуть «как герои задыхаются от общепризнанных паттернов поведения». Ситора Алиева отметила большой фестивальный потенциал картины, а также назвала ее тематику востребованной и актуальной.

Проект Александры Ивановой «Хуже всех» посвящен девушке-подростку, имеющей лишний вес и тяжело переживающей развод родителей, но впоследствии принимающей себя и свои недостатки. Иванова собирается уделить большое внимание костюмам героини — именно через них будет показана трансформация образа. Презентация фильма заслужила единогласное одобрение всех экспертов: Иванова преподает в киношколе у подростков и сняла материал вместе с ними. В качестве референсов режиссер упомянула картину «14+» — на нее в ходе заседания ссылались трижды.

Третий проект на женскую тему представила компания 1-2-3 Production — драма «Капучино для Зарины» повествует о мусульманской девушке, которая ищет способ вырваться из ортодоксальных общественных оков. Режиссер Равшана Рахимова призналась, что история является для нее очень личной. С этой картиной рифмуется проект «Анна» от Инфинити Клаб Продакшн: девочка, попавшая в монастырь после смерти родителей, спустя 12 лет решается покинуть его и обрести новую жизнь в обществе. Общий бюджет проекта — 46 млн рублей, из них 30 млн – средства, запрашиваемые у Минкульта. Съемки запланированы в Санкт-Петербурге.

Продолжил вопрос женской самоидентификации проект «Как звезды», представленный Вита Актива Продакшн в лице продюсера Юлии Мишкинене и режиссера Марии Лойтер. В центре сюжета — две актрисы, которые случайно знакомятся на пробах и становятся подругами. В главной мужской роли заявлен Юра Борисов, появившийся в фрагменте видео-презентации. Проект поддержала компания Парадиз, также к нему проявляет интерес платформа Start. Художественным руководителем станет Николай Лебедев, а бюджет картины составит 45 млн рублей. После представления проекта Ситора Алиева спросила режиссера о движении #Metoo и его месте в проекте. Мария Лойтер ответила, что не обойдет эту тему стороной.

«Хорошая девочка» от ВолгаКиноЛокейшн — вариация на тему абьюзивных отношений и домашнего насилия. Главную женскую роль в проекте исполнит Ирина Старшенбаум. Съемки картины пройдут в Ульяновске, где развита система рибейтов. Общий бюджет картины — 44,4 млн рублей, из них у Министерства запрашивается 30 млн. Режиссер Алина Фадеева подчеркнула, что внимание будет сосредоточено на героине и преодолении комплекса жертвы. Эксперты выразили обеспокоенность в связи с общей драматургией, которая показалась им не совсем логичной. 

Социальный аспект был затронут на питчинге не только с женской стороны: картины «Пустые руки» (Импактфильм) и «Неестественный отбор» (Кинокомпания Альянс) касаются не менее трудных тем. Первая привлекает внимание к проблеме мертворождения и жесткости законов в этой связи; вторая — к мошенническим благотворительным фондам. «Пустые руки» поддержал Reflection films — компания, которая регулярно работает с социальным контентом. С иного ракурса подошли к проблеме создатели проекта «Тайм-аут» (Кинокомпания Галактика) — история о социальном работнике Людмиле, работающей со стариками и ищущей свою любовь, решена в жанре лирического драмеди. Общий бюджет проекта — 43 млн рублей, запрашиваемая у Министерства культуры сумма — 30 млн рублей. 

Ярко выделился блок картин о подростках: Киностудия Соль заявила лирический проект «Первое лето», действие которого разворачивается в середине нулевых. Главный герой — юноша 15 лет, в чьем образе режиссер Илютин показывает себя. Съемки пройдут в Тверской области. Бюджет картины составит 50 млн рублей, однако эксперты выразили некоторую обеспокоенность в связи с этой цифрой: по их мнению, реконструкция даже столь недавней эпохи стоит значительно больше. Тему юношеского кино продолжили картины «Сольфасольантресоль» (Кинофест, реж. Е. Куль), «Звереныш» (ВГИК-Дебют, реж. Р. Трофимов), «Хаус» (Вега Фильм, реж. Г. Сазанов). 

На контрасте с проблематикой, доподлинно известной дебютантам из личного опыта, особенно выделились картины, посвященные советскому наследию. Ингушская национальная киностудия представила патриотическую картину «Письмо». В другом проекте — «Человек советский» (Киностудия Кедр) — действие происходит сразу после Великой Отечественной войны. По словам дебютанта Владимира Соколова, фильм рожден из его рефлексии на прошлое.

Романтические комедии оказались самым востребованным жанром питчинга: 1-2-3 Production анонсировала проект «Свободные отношения». Режиссер Дмитрий Невзоров долго рассказывал о продвижении будущей картины с использованием Кантаты, однако эксперты отнеслись к теме фильма скептически. Елена Слатина назвала сценарий заштампованным и задалась вопросом, стоит ли Министерству культуры финансировать столь неоригинальные проекты. Отдельно было отмечено, что в тех случаях, когда питчингуется комедия, в презентации следует отражать шутки. Более удачно прошли защиты романтических комедий «Сторис» (А-З Продакшн), «Алина» (Иллюзия), «5 вечеринок» (Кинокомпания Апрель), «Единственная собака за полярным кругом» (Кинокомпания Диверафильм).

По замечанию Натальи Мокрицкой, редким авторским высказыванием на этом питчинге стал проект «Пепел и доломит» режиссера Томы Селивановой. Повествование картины будет развиваться нелинейно: в качестве референсов Селиванова указывает «Любовное настроение» и «Купе номер 6». Режиссер подробно рассказала о художественном методе, который будет использован в картине: в частности, фрагменты фильма будут сняты при помощи VHS. Производство пройдет в Карелии. Общий бюджет проекта — 150 млн рублей, дистрибьютором картины станет SPPR. 

Украшением защиты стала презентация картины «Пранкер» от киностудии Базелевс. Тимур Бекмамбетов развлек экспертов демонстрацией своего ноу-хау — технологией «Вера», позволяющей подделывать голоса людей. Таким образом в Министерстве культуры со сцены прозвучали рекомендации в поддержку проекта от Ксении Собчак и Владимира Жириновского. Эксперты оценили шутку, а поможет ли она будущей картине получить финансирование, мы узнаем в ближайшее время.

Источник: proficinema.ru



Добавить комментарий